Русская поэзия богата вечными образами и темами, которые вдохновляли поэтов на протяжении веков. Одним из таких ярких образов является памятник, символизирующий бессмертие творческого наследия поэта. Эта традиция восходит к знаменитому стихотворению Горация «Памятник» («Эзги монумент»), которое стало основой для целой плеяды «памятников» в русской литературе.
Начало этой традиции положил М.В. Ломоносов, сделавший практически дословный перевод стихотворения Горация. Вслед за ним Г.Р. Державин и А.С. Пушкин создали свои знаменитые «памятники», переосмыслив и обогатив эту тему.
Композиционно все эти «памятники» построены по схожей структуре: 1) описание самого памятника, 2) тема бессмертия, 3) масштаб славы, 4) перечисление заслуг, 5) обращение к музе. Однако каждый поэт вкладывал в эту традиционную форму свое индивидуальное творческое осмысление.
Так, в стихотворении Державина мы видим, как он гордо заявляет о своих заслугах перед отечественной словесностью: «Дерзнул первый в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить». Державин подчеркивает, что его поэзия обрела народную славу «от белых вод до черных, где Волга, Дон, Нева с Рифея льет Урал».
Пушкин же, опираясь на горацианскую традицию, создает свой уникальный образ памятника, «нерукотворного», вознесшегося «выше Александрийского столпа». Он гордо заявляет, что его поэзия «пробуждала добрые чувства» и «восславила свободу», тем самым утверждая свое место в культурном пантеоне России.
Эта литературная традиция не прервалась и в XX веке. Так, В. Ходасевич, поэт-эмигрант, в своем стихотворении «Во мне конец, во мне начало» вписывает себя в эту традицию, но с ощущением «прочного звена» в культурной цепи, несмотря на «Россию новую, но Великую». А И. Бродский в своем «Памятнике» идет наперекор традиции, создавая образ памятника, обращенного «к постыдному столетию спиной».