«Ревизор» Гоголя: от скандальной премьеры до «настоящего» финала

1 мая 1836 года на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге состоялась премьера пьесы Николая Гоголя «Ревизор» – события, которое всколыхнуло театральный мир и вызвало бурные споры в обществе. Судьба этой комедии была полна неожиданных поворотов, от императорского вмешательства до создания альтернативной версии с «правильным» финалом.

Ревизор Гоголя

Скандальная премьера

Постановка «Ревизора» была под угрозой срыва из-за опасений цензуры. Однако, благодаря заступничеству Василия Жуковского, который убедил императора Николая I в безобидности комедии, пьеса все же увидела свет рампы. Премьера прошла с большим успехом, но вызвала неоднозначную реакцию. Одни зрители смеялись над сатирическим изображением провинциальных чиновников, другие же увидели в пьесе острую критику существующего порядка.

Императорское вмешательство

Николай I, присутствовавший на премьере, остался недоволен финалом «Ревизора». Он считал, что казнокрады должны быть наказаны, и поручил создать новую версию пьесы с «правильным» финалом. Так появился «Настоящий ревизор» – комедия, в которой чиновники-взяточники предстают перед судом и получают заслуженное наказание.

Тайна авторства

Авторство «Настоящего ревизора» долгое время оставалось загадкой. На афишах и в печатных изданиях имя автора не указывалось. Лишь спустя много лет, благодаря архивным исследованиям, было установлено, что автором альтернативной версии «Ревизора» был князь Дмитрий Цицианов.

Две версии, два взгляда

«Ревизор» Гоголя и «Настоящий ревизор» Цицианова – это две версии одной истории, отражающие разные взгляды на проблему коррупции и справедливости. Гоголь в своей пьесе использует сатиру, чтобы высмеять пороки общества, Цицианов же предлагает более прямолинейное решение – наказание виновных. Обе версии «Ревизора» представляют собой ценный материал для изучения истории русской литературы и общества XIX века.

4 месяца назад