Скандальная премьера балета Игоря Стравинского «Весна священная»

29 мая 1913 года в Париже состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Весна священная», которая вызвала настоящий скандал. Хореографом постановки выступил Вацлав Нижинский. Это событие стало поворотным моментом в истории музыки и танца, вызвав бурю эмоций и реакций как среди зрителей, так и среди критиков.

Композитор Игорь Стравинский долгое время жил в Швейцарии, в живописных окрестностях города Монтрё. Именно там он написал своё знаменитое произведение «Весна священная». Позже, в честь этого балета, одна из улиц в Кларане получила название Rue du Sacre du Printemps, что в переводе означает «улица Священной Весны».

Идея создания «Весны священной» пришла к Стравинскому во сне. Композитор увидел древний ритуал, в котором молодая девушка танцует до изнеможения в окружении старцев, чтобы пробудить весну, и в итоге погибает. Этот сон стал основой для замысла балета, который воплотил в жизнь вместе с художником Николаем Рерихом. Рерих занимался созданием эскизов декораций и костюмов, что придало постановке уникальный визуальный стиль.

Работа над музыкой шла параллельно с созданием сценографии и костюмов. Стравинский и Рерих тесно сотрудничали, чтобы создать гармоничное произведение, сочетающее музыку, танец и визуальное искусство.

Премьера балета состоялась в театре Елисейских полей в Париже. Однако зрители оказались не готовы к новаторскому подходу Стравинского. Музыка, насыщенная диссонансами и резкими ритмами, вызвала негодование у публики. Зрители освистали балет, не оценив его оригинальности и сложности хореографии, основанной на языческих обрядах.

Стравинский позже вспоминал: «Я не имел возможности судить об исполнении во время спектакля, так как покинул зал после первых же тактов вступления, которые вызвали смех и издевательства. Меня это возмутило. Выкрики, сначала единичные, слились потом в общий гул. Несогласные с ними протестовали, и очень скоро шум стал таким, что нельзя было уже ничего разобрать».

Несмотря на первоначальный скандал, «Весна священная» совершила революцию в искусстве, сломав стереотипы как в музыке, так и в хореографии. Сестра Вацлава Нижинского, Бронислава Нижинская, так описывала характер хореографии: «Мужчины в «Весне священной» — это первобытные люди. Своим обликом они даже смахивают на животных. Ступни их ног повернуты внутрь, пальцы сжаты в кулаки, а головы втянуты в ссутуленные плечи. Они шагают, слегка согнув колени, тяжело ступают, будто с трудом поднимаясь по крутой тропе, протаптывают путь по каменистым холмам. Женщины в «Весне священной» хоть и относятся к тому же первобытному племени, но уже не совсем чужды представлениям о красоте. И все же, когда они собираются группками на холмах, затем сходят вниз и образуют толпу посреди сцены, их позы и движения неуклюжи и угловаты».

Таким образом, «Весна священная» стала символом новаторства и смелости в искусстве, открыв новые горизонты для композиторов и хореографов. Несмотря на первоначальное непонимание, это произведение заняло достойное место в истории мировой культуры.

3 недели назад