Режим сна влияет на интеллект ребенка

Все родители хорошо знают, что здоровый сон необходим для правильного развития организма ребенка. Но не все придерживаются простых и общеизвестных правил. Например, специально будят ребенка для кормления или укладывают его спать недостаточно сытым, проводят ночные кормления в неспокойной обстановке или при ярком свете, не укладывают ребенка в строго определенное время. Каждая детская поликлиника обязана оценивать правильность режима сна ребенка во время приема педиатра или при диспансерном осмотре детей.

Группа британских ученых во главе с профессором Амандой Сейкер (Amanda Sacker из ESRC International Centre for Lifecourse Studies in Society and Health при Университетском колледже Лондона) установила, что нерегулярность режима сна детей в первые годы жизни неблагоприятно влияет на их когнитивные (познавательные и интеллектуальные) способности. Результаты длительного исследования были впервые опубликованы в июле 2013 года в специализированном журнале по эпидемиологии и общественному здоровью (Fachjournal Journal of Epidemology and Communal Health).

Работа и ее выводы основывались на данных по более 11.200 детей в возрасте 7 лет, которые родились между сентябрем 2000 года и январем 2002 года и участвовали в т.н. Когортном исследования тысячелетия по Британии (U.K. Millennium Cohort Study, крупнейший проект по анализу и отслеживанию долгосрочного здоровья детей). По этой репрезентативной выборке были получены данные о здоровье детей, режиме сна и условиях их жизни в семьях, оценки интеллектуальных способностей.

Ученые оценивали влияние нарушений режима сна на интеллект путем тестирования навыков детей в возрасте 7 лет в чтении, счете, пространственных восприятиях (3 теста), а также оценивали общее состояние детей с привлечением детских психологов.

В исследовании установлено, что существенные нарушения режима сна (неопределенное время начала и окончания сна) наблюдаются чаще всего в первые годы жизни ребенка – приблизительно 20% детей в возрасте 3-х лет не соблюдают постоянный график засыпания. Дети 7 лет имеют уже более строгий график и более 50% в этом возрасте регулярно засыпают между 19.30 и 20.30.

Девочки 7 лет, которые в раннем возрасте нарушали режим сна, во всех тестах на интеллектуальные способности показали гораздо худшие результаты, чем их одногодки с установленным режимом. Для мальчиков результаты тестов отличаются меньше. Если нарушения режима сна начинались с 5 лет, то это оказывало сравнительно небольшой эффект на интеллект ребенка в 7 лет. Но большой отрицательный эффект на интеллектуальные способности ребенка в 7 лет оказывают нарушения сна, которые были регулярно уже в 3 года.

Исследователи полагают, что нерегулярный график засыпания замедляет и искажает биоритмы в организме ребенка раннего возраста, приводит к недостатку сна. В определенных фазах развития организма это негативно отражается на развитии головного мозга и на способности восприятия и переработки информации.

Детская поликлиника «Маркушка» — обследование и лечение детей.

7 лет назад