Ребёнок не хочет учиться. Часть 1. Как родители могут лишить мотивации

Один из самых распространенных запросов родителей к психологу – «ребёнок не хочет учиться». Чаще всего это, конечно, относится к школьникам, но бывает, что родители обращают внимание на нежелание чему-либо учиться еще до школы. Одна мама жалуется: «Дочка совсем не любит играть в развивающие игры: пазлы не складывает, в конструктор не играет, даже с игрушками не сильно-то возится». Начинаем разбираться подробнее и выясняется, что ребёнку отбила охоту чем-то заниматься сама мама. Да, да, именно она. Сама мама к концу нашей сессии пребывает в шоковом недоумении. Как же так? Она столько усилий прилагала к правильному досугу дочери, а обнаружилось, что источник всех заявленных проблем она сама.

Что делать если ребенок не хочет учиться? Советы.

Вы уже, наверное, догадались, что речь пойдёт о том, в каких случаях стоит помочь ребенку, а в каких доверить ему решение ситуации. Другими словами, поговорим о том, как привить любовь к учению (не важно чему именно). Помните, в наше советское время в каждой школе красовался лозунг – «Учись учиться!»? На первый взгляд довольно глупо звучит, но если чуть-чуть подумать, то смысл в этих словах есть, да ещё какой.

Начнём по порядку, с малышей. Купили родители ребёнку конструктор, ребёнок очень рад, сразу же начинает строить из кубиков свой первый шедевр. Тут в процесс вмешивается папа: «Подожди, не так, а вот так! Не ставь вниз меньший кубик, всё упадёт! Смотри как надо! Так у тебя ничего не выйдет!» и т.д., и т.п. Ребёнок смотрит разочаровано на кубики, на папу и с грустным лицом уходит смотреть мультики. Конструктор стоит и пылится, а родители удивляются, почему же ребенок не хочет строить башню? Знакомая ситуация?

Вот ещё одна, про детей постарше. Девочка второклассница приходит домой счастливая, показывает маме пятёрку по русскому языку. Мама смотрит в тетрадь и заявляет: «Пятёрка – конечно, хорошо… Но учительница явно завысила тебе оценку. Посмотри, какая вот здесь буква корявая, а вот эта вообще сползла со строчки». Девочка расстроена и подавлена, за уроки садиться не хочет. А мама продолжает свою нотацию: садись, делай домашнее задание! Ребенок нехотя садится за стол и начинает выводить буквы. Мама, как жандарм, наблюдает за каждым движением и комментирует в том же тоне: ну куда хвостик загнула, посмотри какая буква некрасивая и т.д. Как вы думаете, скоро надоест этому ребёнку школа?

Когда начинаешь прояснять ситуацию, родители начинают защищаться: Что же теперь не контролировать? Не помогать?

Конечно, помогать! Но вспомните, дорогие взрослые, как долго у вас самих не получалось красиво писать, чисто и правильно убраться, ловко забросить мяч в корзину? Нам кажется, что мы-то всё сразу делали так, как надо, но это только кажется. Просто теперь эти дела нам кажутся простыми, и мы навязываем ребенку эту якобы простоту, а для ребенка пока это очень непростые вещи и ему становится еще труднее от наших комментариев типа: смотри как это просто, а ты не можешь!

Как же правильно указывать на ошибки детям:

  1. Не стоит указывать на каждую ошибку.
  2. Ошибку обсудите тогда, когда всё дело будет завершено. Лучше, если вы обсудите ошибку на фоне общего одобрения. Например: Ты здорово справился с этим заданием, только чуть-чуть вот здесь ошибся. Это не беда, в следующий раз ты уже будешь знать, как не попасть в ловушку этого правила и т.д.
  3. Дети часто лучше нас знают о своих ошибках, но относятся к ним спокойнее, чем мы. Они адекватно оценивают свои труды, ценят приобретенный опыт, а ошибки воспринимают как часть познавательного процесса. Усвоенные в самостоятельном анализе ошибки ребенок усваивает с первого раза, в отличие от тех, на которые взрослые постоянно указывают. Ребёнок знает, что в следующий раз у него получится гораздо лучше и так оно и будет, если мы не помешаем своей разрушительной критикой и высмеиванием.

Многие родители и сами признают, что слишком придираются к ребенку и этим самым отбивают всякую охоту учиться.

Никогда не забывайте, что процесс обучения даёт 4 результата:

  1. Эмоциональный след от занятий. Это либо уверенность, либо неуверенность; либо удовлетворение, либо разочарование. Не стоит говорить, как эмоциональный след повлияет на самооценку ребенка.
  2. Знания, которые получит ребенок;
  3. Умение учиться, т.е. учить самого себя (самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать и применять ее; составлять план работы; интегрировать знания из различных областей и т.д.)
  4. Впечатление и опыт от ваших взаимоотношений с ним в процессе обучения. Здесь два варианта: а) остались довольны друг другом, б) накопили взаимные обиды и недовольства.

Как правило, родителей заботит только пункт №1: «Выучил? Понял?», тогда как остальные три пункта гораздо важнее…

7 лет назад