Как научиться ладить с ребенком

Первое, что вам нужно, чтобы влияние стало благоприятным: будьте искренни в проявлениях своих чувств, намерений и мотивов; без этого вам не достичь доверия ребенка к вашим предложениям. Во-вторых, попробуйте даже в противодействиях ребенка увидеть его добрую волю, иначе влияние превратится в давление и насилие. В-третьих, ваше влияние должно развивать ребенка, выводить его на новый уровень мышления, чувства, осознания.

Как влиять на детей?

Какие же из тактик влияния в меньшей степени порождают сопротивление и дают положительный результат? Прежде всего, это эмоциональное воздействие и разумное убеждение. Взрослый может давать вдохновение ребенку своей искренней верой и энтузиазмом. А разумное убеждение подкрепит эту веру логикой и силой фактов и даст ребенку дополнительную информацию, позволяющую ему убедиться, что намеченные цели и решения соответствуют его интересам. К голосу разума прислушиваются уже двухлетние малыши. Поскольку ребенок потихоньку приобретает равноправную партнерскую позицию, у него начинает постепенно прорастать взрослая часть его Я.

Часто мы забываем, что у человека есть не только сфера сознания, на которую влияют слова, логика, аргументы, но и подсознание, которое живет своей жизнью и имеет для нас не меньше, а может и большее значение, чем осознаваемые мыслительные процессы. Каким образом осуществляется бессознательное влияние, какие средства применяем мы, сами того не понимая? Это хорошо известные невербальные средства общения: мимика, позы, жесты, положение в пространстве, даже запах, в зависимости от которого может проявиться симпатия или антипатия к другому человеку.

Для ребенка часто важнее, чем слово, просто улыбка, кивок головой или смех. Интонация, тембр голоса, темп, кстати, паузы, покашливания или постукивание пальцами по столу — все эти сигналы посылают информацию нашему подсознанию и вызывают часто неадекватную реакцию, если судить только по сказанным словам. Поэтому так важно прикосновение к руке, объятия, какие-то совместные действия. Если в трудный момент вы посидите рядом с ребенком, обогрев его своим положительным вниманием, вы поможете ему сохранить желание продолжить начатое дело и не потерять уверенность в себе.

Родителей волнует вопрос: нужно ли наказывать ребенка и если да, то как и чем? Психологи рекомендуют избегать дисциплинарного побуждения и наказания, потому что все они очень поверхностны, отзываются только на внешнее, а не на внутреннее содержание деятельности. Для того, чтобы ребенок понял, что он сделал не так, важно, чтобы он почувствовал, что именно чувствуете вы.

Так мы подойдем к одному из главных умений в человеческой жизни: ошибку можно исправить самому — за счет других. Ведь ничто не учит лучше, чем ошибка: осознав, что было сделано неправильно, и сделав, как надо, мы развиваемся и движемся вперед.

7 лет назад