Как наладить отношения с учителем

1-4 класс и первые ощущения

Готовность к общению и новым контактам.

Обязательно нужно рассказать учителю о ребенке (его здоровье, талантах, особенностях) и о своей семье. Оставьте ему все свои контактные данные для того чтобы в случае необходимости, он мог с вами быстро связаться.

Сотрудничество

Всегда нужно принимать участие в жизни класса, в котором учится ваш ребенок. Во-первых, это очень нравится классному руководителю, так как без вашей помощи он не может ни в поход детей сводить, ни вечеринку устроить, ни на экскурсии их вывести. А, во-вторых, таким образом, вы сможете сделать жизнь своего самого любимого учителя интересной, яркой и запоминающейся.

Чувство такта

Заботясь о своем малыше и беспокоясь за него, родители очень часто забывают, что учитель – самый обычный человек и ему тоже нужно кушать, пить, заниматься делами и вести свою личную жизнь. Поэтому не нужно звонить ему ежедневно, не нужно беспокоить его после 9 вечера. Вы только поставьте себя на место учителя. Вот вы отдыхаете после долгого трудового дня, и тут начинают названивать родители учеников. Один, другой, третий… И все с вопросами: “а как мой там сегодня?”; “Пожалуйста, подскажите, какое домашнее задание?” и т.д. Согласитесь, это потихоньку начинает раздражать.

Откровенность

Не стоит ждать родительского собрания, если у вас появились вопросы. Заранее договоритесь с учителем о встрече в спокойной обстановке и поведайте ему о том, что вас так сильно беспокоит. Ведь ничто так не помогает избежать различных конфликтных ситуаций, как своевременное решение имеющихся трудностей. Помните, что это важно и для вашего ребенка. Потому как он, после решения проблем, начнет ходить в школу с радостной и довольной улыбкой на лице. Не это ли счастье для любого родителя?

Позитивное отношение к учителю и поддержка его авторитета

В первую очередь ваше хорошее отношение к учителю необходимо для вашего малыша или малышки. Поэтому не стоит осуждать учителя в присутствии ребенка, не нужно ревновать свое дитя к учителю и настаивать на своем. Лучше, наоборот, поддерживайте детскую влюбленность в первого педагога и всячески демонстрируйте свое уважение к учителю. И помните, что ребенок в первые школьные годы учится не для вас или себя, а для своего учителя.

5-7 класс: я один среди многих!

Вы даже не успеете оглянуться, как ваш ребенок превратится из маленького и трогательного первоклассника в настоящего ученика средних классов. И тут-то возникнет первая серьезная трудность, связанная с расширением кругозора малыша. Ведь с переходом в средние классы проявляется большое многообразие различных предметов, требований, кабинетов, самостоятельности и, самое важное, учителей, с которыми еще только предстоит налаживать отношения. И ребенку, привыкшему к одному преподавателю и его помощи, бывает очень трудно приспособиться. Ему просто необходима ваша помощь.

Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни пятиклассника и то, как могут вести себя родители.

Пример 1. Ваш ребенок, приходя из школы, начинает жаловаться, что учительница не замечает его поднятой руки и вызывает к доске других школьников.

Сценарий 1. Родители начинают возмущаться – как же так, и сразу же названивают с претензиями классному руководителю. В результате малыш начинает думать, что педагоги – плохие и нехорошие, а родители постоянно меня защищают и могут всех “поставить на свое место”.

В результате все это может привести к недопониманию и неприятию между собой родителей и учителей и переживанию ребенка из-за “тупиковости” получившейся ситуации. А ведь все может быть по-другому.

Сценарий 2. Выслушав ребенка, вы начинаете расспрашивать, как проходит урок, все ли запоминается и понимается ребенком, смотрите на его школьную успеваемость и отметки в дневнике. Если все хорошо – говорите о том, что учителю сложно запомнить сразу всех новых учеников, нужно подождать и все наладится. Если же действительно есть проблемы – то звоните классному руководителю и все выясняете.

В данном случае результат превзойдет все ожидания. Ведь выслушав, вы не только поможете свое малышу посмотреть на происходящее другими глазами, но и заложите хорошую основу для хороших отношений между ребенком, вами и учителем.

Ну, и другая ситуация, которая также часто повторяется в наши дни.

Пример 2. В связи с возросшим количеством школьных предметов, ребенку, по разным причинам, бывает трудно успевать доделывать все домашние задания до конца.

Ситуация 1. Вы, как родитель, пишите записку учителю о том, что ребенок не смог сделать уроки потому что болел, ходил к врачу, были какие-то серьезные семейные обстоятельства и т.д. Ребенок сразу начинает сомневаться в том, что так можно делать, и спрашивает у вас, а что подумает учитель. На что слышит ответ: “Какая разница, что он(а) там себе подумает. Мы потом уладим”.

Ребенок начинает думать, что всех можно обманывать. И, как результат, рано или поздно начинает просить у вас написать такую справку, думая о том, что взрослыми можно спокойно управлять, а из конфликта извлекать личную выгоду. А ведь, когда ваш малыш станет совсем взрослым, он так и будет избегать неудач при помощи обмана. Подумайте, а нужно ли это вам?

Рассмотрим другой вариант решения проблемы с неуспеваемостью.

Ситуация 2. Вы всеми фибрами своей души поддерживаете своего любимого ученика, предлагаете ему свою помощь, успокаиваете его. Говорите о том, что в случае неуспеха вы все объясните учителю и классному руководителю. Ваш малыш начинает думать о том, что нужно попробовать справиться с уроками самостоятельно и успешно все выполняет.

Результат. У него растет уверенность в своих силах и самооценка.

8-11 класс: Укрощение строптивых

Если вы думаете, что вот ребенок перейдет в старшие классы и все проблемы исчезнут, то вы ошибаетесь. Тут начинаются самые настоящие испытания для родителей и для учителей. Повзрослевшие дети перестают слушаться, протестовать против своей зависимости от взрослых. Ему становится, как воздух, необходима самостоятельность в действиях, в принятии решений, и также важна возможность выразить свою собственную точку зрения. Такой период подкреплен чувством несправедливости к нему внешнего мира. Как поступать в этом случае родителям и как наладить отношения подростка с учителями?

Давайте посмотрим, что советуют психологи.

1 этап. Нужно побеседовать со своим ребенком и полностью прояснить ситуацию. Во время такого разговора нужно дать подростку выплеснуть все накопившиеся у него негативные эмоции. Помните, что только после этого ваш сын или ваша дочь может принять от вас помощь для решения проблемы. И еще, в ходе беседы обращайте внимание на несколько значимых моментов:

Как рассказывает ребенок о своих учителях – хорошо или плохо, может, использует обидные прозвища и говорит плохие слова. В любом случае не перебивайте его, дайте полностью выговориться.

После чего попросите вспомнить ребенка о нюансах произошедшего конфликта. Например, пусть он вспомнит о том, когда учитель резко выразил по отношению к нему.

При беседе всячески старайтесь выразить свое сочувствие своему ребенку, не выражая агрессии по отношению к учителю. Ведь вашей задачей в данный момент является убеждение ребенка в отсутствии зла со стороны противника.

Уже в конце разговора обсудите дальнейший план действий. Лучше всего, чтобы варианты поступали со стороны вашего малыша. Например, он может перестать совершать раздражающие педагогов действия или делать домашние уроки своевременно.

Постарайтесь убедить ребенка в важности вашего разговора с учителем. Пообещайте, что его одноклассники ничего не узнают, так как вы придете по завершению всех уроков.

2 этап. Беседа с учителем и поиск всех возможных вариантов выхода из ситуации. Конечно, бывает, что учитель не любит ученика, и ничего с этим не поделаешь. Но, если учитель – профессионал своего дела и соблюдает этику, он ни в коем случае не должен показывать свою нелюбовь. Поэтому старайтесь воздержаться от обвинений и претензий. Стройте разговор на обсуждении фактов, а не на разговоре о личности ученика и полученных вами эмоциях. Спросите у педагога, что именно он не одобряет в поступках, учебной деятельности, поведении вашего ребенка.

И помните, что не нужно ничего бояться! Ведь вы защищаете своего малыша и стремитесь сделать все возможное и невозможное для его комфортного пребывания в школе.

7 лет назад